Св. Король Эдуард Мученик Не прикасайтеся помазанным Моим,… -Псалом 104: 15 «Мои мысли—не ваши мысли, ни ваши пути—пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, —так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, —оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.» —Исаия 55: 8-11 Удушлив смрад злодейства моего, оно вопиет к небесам; На нём печать древнейшего проклятья: Убийство брата. Гамлет, акт III, сцена iii |
|
ST_Edward Brotherhood http://www.saintedwardbrotherhood.org/edward.html | |
Главная страница: http://pravomoscowlawyer.narod.ru/ | |
E-mail: aulaw@rambler.ru | |
Когда Король Эдгар, правнук Альфреда Великого, в 957 году по рождестве Христовом взошел на английский трон, положение в королевстве стало лучше прежнего. В течение предыдущих 100 лет страна постепенно укреплялась в новом для нее чувстве единства, организованности и уверенности в завтрашнем дне.
Образование и культура были в расцвете, широкое распространение по всей Европе получили священные Английские рукописи, английский язык, доведенный до высшего уровня завершенности, в то время стал первым Европейским национальным литературным языком. Религиозное воспитание общества и реформы, которые претворялись в жизнь под выдающимся руководством Архиепископа Кентерберийского, Святого Дунстана, советника Короля Эдгара, также как его отца, а позже и сына, широко распространились во все сферы жизни. В середине столетья, Святой Дунстан служил настоятелем в монастыре в Гластонбери, начиная с периода постепенного накопления этого религиозного института славы и влияния, что и привело в последствии к его расцвету в Средневековье. Аббатство и принадлежащая к нему «старая церковь» (считающаяся древней еще в 10 веке и послужившая основой многим легендарным сказаниям, которые в последствие вдохновили Вильяма Блейка на написание следующих строк «и те отметины древних времен, разбросанные по зеленым горам Англии») были центром возрождения монашеской жизни. Под руководством Святого Дунстана и его последователей нравственный и духовный уровень народа возрастал, что помогало поднять нравственное состояние всей страны на новую ступень. Законы были мудрыми и справедливыми как для богатых, так и для бедных людей, и все больше надежд возлагалось на будущее королевства. Церемония коронации Короля Эдгара, составленная Святым Дунстаном (отдельные части этой церемонии довольно часто использовались вплоть до коронации Королевы Елизаветы II) , ясно представляла монарха Англии помазанником Божиим, каким и был Св.Царь Давид в Израиле. Эдгар, вошедший в историю как «Миролюбивый», правил до 975 года, а после его смерти на трон Англии взошел его старший сын Эдуард. Сделав Святого Дунстана своим советником, Король Эдуард продолжил политику своего отца, поддерживая попытки реформирования Английских монастырей и религиозной жизни страны. Поддержка реформаторского движения бенедиктинцев Королем Эдуардом, вызвала негодование и завись у тех, кто видел Церковь лишь как путь к обогащению и власти. Им была не по душе аскетическая жизнь и важность монашества, которые проповедовал Святой Дунстан и его приверженцы, и поэтому они старались приобрести влиятельных союзников в высших кругах. Первая жена Короля Эдгара умерла через короткое время после родов, дав жизнь его первому сыну Эдуарду. Позже, Эдгар женился вторично на вдове по имени Эльфреда, которая родила ему второго сына, названного Этельредом. После коронации Эдуарда на английский трон, Эльфреда, одержимая желанием сделать королем ее сына, объединилась в союз с несколькими знатными людьми, которые были враждебно настроены по отношению к религиозным реформам, проводимым Святым Дунстаном. На протяжении недолгого правления Короля Эдуарда, стала более отчетлива оппозиция этих двух политических групп. Одна сторона была представлена бывшей королевой и ее союзниками, поддерживающими принца Этельреда, и более или менее открыто выступающими против Короля и проводимой им политики. В другую входили - Король Эдуард и его советники: Святой Дунстан, Архиепископ Кентерберийский, Освальд, высокочтимый Архиепископ Йоркский и сторонник реформ Бенедиктинцев, Брюхнот, член городского совета графства Эссекс и герой великой старинной английской поэмы «Битва при Малдоне». 18 марта 979 года сторонники принца Этельреда решили перейти к активным действиям. Король, еще не вышедший из отрочества, был приглашен в королевскую резиденцию в Корфе, Дорсет, где в то время жили Принц и его мать. Как только Эдуард прибыл, его вышли встречать слуги Эльфреды. Окружив его в мнимом приветствии, часть из них неожиданно схватили его за руки, а один вонзил кинжал в грудь Короля. Эдуард вывалился из седла, а его лошадь понесла и поскакала по направлению к лесу возле замка. Во время падения, нога Эдуарда зацепилась за стремя, и напуганные зрители могли наблюдать, как тело смертельно раненного Короля волочилось по земле позади коня. Когда, наконец, люди Короля догнали и остановили лошадь, Эдуард был уже мертв. По настоянию Этельреды, его тело было погребено без положенных почестей в церковном дворе Ворехама, на несколько миль дальше, чем место его падения. Все знали, кто приказал убить монарха, и ради кого это было сделано. Никто так и не был объявлен виновным за это преступление. Никто не был привлечен и не подвергся суду. Убийство Короля, убийство нового брата Короля, было покрыто молчанием. Но все тайное рано или поздно становится явным. И чудеса не замедлили произойти. Первое из чудес связанно с ночью смерти Эдуарда, когда старая слепая женщина, в хижине которой лежало тело, неожиданно прозрела. Затем, недалеко от могилы Эдуарда забил источник, и были свидетельства, что те люди, которые молились, а затем купались в этом источнике, исцелялись от своих болезней. Благодаря растущему признанию святости Эдуарда, в 981 году его тело с великими почестями было перенесено в монастырь, основанный Королем Альфредом Великим в Шафтесбери. Исцеления происходили даже во время процессии, самой большой, которую эта часть Англии когда-либо видела. На протяжении следующих 20 лет могила Эдуарда была самым популярным объектом поклонения и паломничества. 20 июня 1001 года, сводный брат Эдуарда, Король Этельред приказал поместить тело в раку и перенести его в Шафтесберийское аббатство. В своих выступлениях, Король Этельред называл Эдуарда не иначе как Святым, «которого Господь благоволил возвеличить в наши дни, явив много знамений и чудес после того, как была пролита его кровь». В 1008 году, Альфедж, Архиепископ Кентерберийский, который также был позже замучен, от имени Английской Церкви официально возвел Святого Эдуарда Мученика в ранг святых. Со всех концов Англии и даже с Континента, приходили паломники к раке Святого Эдуарда, чтобы почтить его Св. мощи. Многие исцелились от недугов. Женский монастырь, где находятся мощи Святого Эдуарда, стал известен как Аббатство Святого Эдуарда. В свою очередь Шафтесбери на протяжении многих лет носил название Эдуардстау. До роспуска монастырей в 16 веке, Святой Эдуард Мученик был известен по всей стране и чтим Христианами по всюду. Король Этельред правил 38 лет, до своей смерти в 1016 году. Его вторая жена, Эмма Нормандская, родила ребенка, которого назвали Эдуардом, и который стал последним потомком Альфреда Великого, провозглашенным Королем Англии. Святой Дунстан не участвовал в делах Этельреда, сосредоточившись главным образом на своей духовной пастве. Он умер в 988 году, в тот же год, когда Христианство распространилось и на другую часть Европы, вместе с крещением Киевского Князя Владимира и всей земли Русской. А что же случилось с бывшей королевой Эльфредой, которая была замешана в убийстве своего гостя, пасынка и Короля в тот весенний день 979 года? Она не получила ожидаемой счастливой жизни как Королева Мать во время правления ее сына Этельреда, напротив, в довольно искреннем покаянии она основала два женских монастыря, один в Амесбери, а другой в Вервелле, где она и скончалась бедной монахиней в 999 году. В чем же заключается значимость Короля и Мученика Эдуарда? Каково значение убитого молодого монарха, у которого даже не было времени запечатлеть свой характер или произвести суд над судьбами подданных и их жизнями. Что является важным в этой личности, которая стала намного известнее из-за своей смерти, нежели за прожитую жизнь. Это то, что его смерть является скрытым поворотным моментом в ранней истории Англии. Почему же скрытый? Кажется, потому что никто не может понять этого. Сэр Уинстон Черчилль в своем прекрасном произведении «Рождение Британии», первый том «История англо-говорящих народов», не упоминает о короле Эдуарде или его убийстве. Черчилль, ссылаясь на правление короля Эдгара, пишет о «решительном шаге в перёд в судьбах Англии», и потом говоря о годах правления короля Этелреда, пишет о «катастрофическом падении» когда «политическая структура была ниспровергнута». Черной дырой между двумя этими событиями явилось Мучиничество Эдуарда, очевидно незамеченное Черчиллем. Сэр Франк Стентон в труде «Англо-Саксонская Англия», из серийных выпусков Оксфордской истории Англии, намекает на то, что Эдуард был убит из-за того, что «он обидел многих важных особ своей невыносимой жестокостью высказываний и поведения», как будто этим все и объясняется. Подросток, которому случилось стать королем Англии ( о котором абсолютно нет сведений о его несправедливом или жестоком деянии) становится злым, и поэтому на него нападают из засады и убивают? Все это не является разумным объяснением и Стентон, допуская данный факт пишет, что убийство произошло при «обстоятельствах гнусного предательства». Н. Д. Хингэм в своей содержательной «Смерти Англо-Саксонской Англии» настаивает на поиске «политических» причин для всех событий, но потом приходит к заключению, что политические проблемы, которые привели к убийству Эдуарда «в любом случае не были решены с помощью цареубийства». Иными словами, инцидент в целом не имеет здравого смысла. Но, если рассмотрение смерти Короля через особенную линзу не проливает свет на это событие, может быть что-то не так с этой линзой? Может быть, политические причины не всегда первостепенны. И может, люди в то время знали и понимали больше того, чем мы склонны предположить. В истории Этелред известен как «The Unready»-«неподготовленный» не потому, что он был не подготовлен, но потому что слово «Unread» - «неподготовленный» на древне-английском значит «без совета», т.е. « плохо осведомленный, наставленный». У короля Этелреда были плохие помощники и советчики в сравнении со своим предшественником королем Эдуардом. Среди советников Этелреда не было ни святого Дунстана, ни восхитительного Освальда, ни героического Бритноса. Вместо этого король и его советники принимали ошибочные решения по урегулированию различных кризисных ситуаций, с которыми они сталкивались, особенно после возобновившихся нападений Викингов на Англию, и в результате чего дезорганизованная страна стала скатываться вниз по склону на благо инородным захватчикам. В этом случае люди, жившие во времена Этелреда, видели обстоятельства яснее, чем историки 20-го века, это было время трагической потери мудрости-святой мудрости-некогда окружавшей короля Эдуарда, что вызвало разрушение Англо-саксонского государства и изменило ход Английской истории. Явилось ли тогда убийство короля Эдуарда явным несчастьем для страны? Была ли земля навечно оклеймована «Каиновой печатью»? Возможно, нет. Еще раз это поможет нам прислушаться к 10-му веку, в этот раз наблюдения в Англо-саксонских хрониках: «не было наихудшего поступка среди Англов, с тех пор как они в первый раз обрели Британию. Люди убили, но Господь прославил его. В жизни он был земным царем. Сейчас он после смерти небесный Святой. Теперь мы можем понять, что человеческая мудрость планы и советы-ничто против намерений Бога». Другими словами насколько трагическим и злым было это преступление, настолько мы не можем полагаться на человеческие стандарты справедливости и понимания. Как или почему, мы не знаем, но мы действительно знаем, что король Эдуард был и есть Святой. Эдуард познал и познает Божью любовь. И с 979 года на небесах появился новый Святой, заступник Английской земли и всех православных. Вторжение норманнов в 1066 году привело к концу индивидуальность и целостность Англо-Саксонского государства, хотя Англия не исчезла. Непостижимыми путями, Англию вдохновили объединение культур и народов, Англия развилась в политический организм намного больше, о чем когда- либо мечтали потомки короля Альфреда Великого. Под влиянием норманнов древнеанглийский язык стал нестандартным диалектом бедного населения, хотя английский язык не исчез; наоборот, он изменился и увеличился и стал языком Шекспира и Библии короля Якова, и после распространился по всей планете. И в начале 20-го века, как раз тогда, когда Британская политическая империя начала отступать, в то время как Английское лингвистическое королевство было готово начать свое распространение на земле, произошло другое цареубийство. Убийство Российской королевской семьи и начало безжалостного правления коммунистов в1917 году казалось концом другого независимого и целостного исторического и политического государства. Но здесь также может быть другой скрытый переломный момент в истории целого государства и даже всего мира. В то время как сотни тысяч Христианских мучеников в масштабах, которые ещё не знал мир, страдали за свою веру в России, массовый исход российских беженцев придал громадную силу православным церквям и сообществам по всему западу, включая англоговорящие страны. Сердце неповторимости России - Святое Православие-быстро распространилось по земле посредством английского языка, точно как благие вести Христовых Апостолов быстро распространились по греко-говорящим странам римской империи. Еще раз свершенное жестокое, несправедливое, чудовищное убийство, за которое никто не был осужден, может быть является способом Всевышнего ниспослать на падшую землю силу Святаго Духа. В любом случае, мы точно знаем то, что на небесах сейчас новые святые, новые предстатели и защитники для земли Русской и -смеем надеется - для мира. совместный перевод автора сайта и его студентов |